Гусеничный экскаватор – землеройная машина, поставленная на гусеничный ход. Предназначен для рытья, выемки и перемещения грунта, горных пород и сыпучих материалов. Применяется для выполнения планировочных и землеройных работ в строительстве, погрузочно-разгрузочных работ, в добыче полезных ископаемых, в иных сферах. За счет гусеничного хода достигается высокая устойчивость, проходимость и маневренность при малых показателях давления на грунт.
История гусеничного экскаватораПервые экскаваторы, выпускаемые с 1830-х годов, имели рельсовый ход и паровой привод. Повысить мобильность машин, поставив их на гусеницы, удалось с появлением новых силовых агрегатов – электромоторов и ДВС. Первые гусеничные экскаваторы с электрическим приводом увидели свет в 1910 г., с ДВС – в 1912 г. (бензиновые) и в 1914 г. (дизельные). Гусеничное шасси показало свою универсальность и эффективность, поэтому основная масса выпускаемых в XX и XXI вв. имеет гусеничное шасси различных типов.
Устройство гусеничного экскаватораГусеничный экскаватор состоит из следующих компонентов:
- Ходовая часть;
- Поворотная платформа, несущая все оборудование, силовой агрегат, противовесы;
- Рабочее оборудование – стрела и ковш;
- Привод рабочего оборудования.
На платформе машины помимо оборудования и двигателя (двигателей) располагается кабина оператора и различные системы. Дополнительно экскаватор может оснащаться отвалом и другим оборудованием.
Классификация гусеничных экскаваторовГусеничные экскаваторы могут иметь различное назначение:
- Строительные;
- Карьерные;
- Вскрышные;
- Специальные.
В зависимости от назначения машины бывают:
- Циклического (периодического) действия – одноковшовые;
- Непрерывного действия – многоковшовые.
Одноковшовые машины могут иметь механический, гидрообъемный, гидродинамический, электрический или комбинированный привод рабочего оборудования. В качестве силовой установки могут использоваться:
- Дизельные двигатели;
- Дизель-электрические установки.
При это для привода может использоваться тот же двигатель, что и для движения экскаватора, либо отдельный мотор или электродвигатели меньшей мощности.
Характеристики гусеничных экскаваторов
Ключевыми для гусеничных экскаваторов являются следующие характеристики:
- Объем ковша – от 0,1 до 6 куб. м (самые крупные – до 30 – 35 куб. м);
- Снаряженная масса – от единиц центнеров до 30 – 80 т (крупнейшие – до 120 – 900 т);
- Глубина копания – до 7 – 10 м;
- Мощность – от десятков до сотен л. с.
Также для экскаваторов важно время исполнения операций – поворота, опускания и подъема ковша, рабочего цикла и других. Обычно время исчисляется от единиц до десятков секунд.
Ведущие производители гусеничных экскаваторов
На территории России гусеничные экскаваторы выпускаются заводами УВЗ, ЧТЗ, «Воронежский экскаватор», «Ковровец», «Эксмаш» и некоторыми другими. Из зарубежных марок наибольший авторитет имеют экскаваторы JCB, Caterpillar, Case, Hitachi, Komatsu, Doosan, Kato, Hyundai, John Deere, Kobelco, Liebherr, Terex, Volvo, а также китайские Foton, XCMG, XGMA.
Интересные факты о гусеничных экскаваторах
На гусеничном ходу построено два крупнейших экскаватора. Самым большим в мире экскаватором (а заодно и самым большим подвижным механизмом вообще) является Bagger 288 – роторная машина, построенная в 1978 г. в единственном экземпляре компанией Krupp. Этот экскаватор длиной 240 м, высотой 96 м и массой 13,5 тыс. т опирается на 12 гусениц, он управляется экипажем из четырех человек и выполняет самую сложную работу. Второй рекорд принадлежит самому большому в мире одноковшовому экскаватору с гидравлическим приводом Bucyrus RH400. Эта машина построена в 1997 г. в США, она весит 980 т, оснащена ковшом объемом 45 куб. м, который может вместить до 100 т породы.